"ПРЕВЕД, КРОСАВЧЕГИ!", ИЛИ АПОЛОГИЯ "ПАДОНКОВ"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/592/53059/
ПРЕВЕД, КРОСАВЧЕГИ!», ИЛИ АПОЛОГИЯ «ПАДОНКОВ»
Иван ШЫШКИН
С появлением Интернета у человечества появились небывалые возможности для общения и самовыражения. Всемирная паутина объединяет политиков и ученых, бизнесменов и людей искусства, стеснительных подростков и скучающих секретарш и многих, многих других. Одни ищут совета, другие пытаются заявить о себе, третьи просто убивают время…
Виртуальный мир анонимен и беспределен. Каждый может быть в нем Богом и демоном, причем одновременно. Меняя ники, один и тот же человек дробится на десятки виртуальных сущностей. Под маской вы можете позволить себе как предельную откровенность, так и запредельную ложь. Можете до бесконечности менять свое имя, пол, возраст и внешность, придумывать несуществующие подробности своей биографии, отстаивать полярно противоположные истины и даже спорить до хрипоты с самим собой. Главное — не забывать, что это всего лишь игра…
Народ с общими интересами и/или мировоззрением создает виртуальные сообщества. В отличие от реальных объединений, в них от тебя не потребуют хранить верность неким заветам и не работать на благо конкурентов. Меняя миры, ты с легкостью можешь менять убеждения, «примеряя» на себя ту или иную личину и выбирая наиболее комфортную. Но, находясь в сообществе, будь добр, придерживайся его правил и соответствуй…
Среди «обитателей» постсоветского интернет-пространства особо выделяется сообщество «падонков», громко заявившее о себе в начале ХХІ века. И хотя пик их популярности, похоже, миновал, армия неравнодушных к «виртуальным хулиганам» по-прежнему многочисленна. Одни (в частности патриарх русского рока Б.Г.) «падонками» сильно интересуются, видя в них часть современной культуры. Другие приравнивают «падонское» творчество к надписям на заборах и презрительно плюют в их сторону. Третьи плюются тоже, но для виду, а сами, похихикивая украдкой, скачивают с Udaff.com очередную историю или картинку…
Что же такое «падонство»? Невежество, возведенное в культ, или новая степень свободы? А может, историческая закономерность?
Удафф и его команда
Люди, «падонкам» не симпатизирующие, упрекают их в замусоривании и искажении «великого и могучего…». А те, кто мало знаком с историей этого сообщества, считают их словесные изыски «баловством безграмотной шпаны». Однако подобные выводы как минимум недальновидны.
В истории «падонков», как водится, вначале было слово. Вернее, игра в слова, увлекшая группку русскоязычных энтузиастов. Были это товарищи весьма неглупые, образованные и успешные: рекламисты, программисты, журналисты, литераторы…
Предпосылок для возникновения их гротескного «албанского» языка было несколько. Во-первых, тексты, размещенные в Интернете, пестреют орфографическими ошибками, нередко очень смешными. Сетевики, они, знаете, не всегда любили уроки литературы… В общем, сетевая безграмотность стала жирной почвой для пародий. Во-вторых, на многих сайтах, в чатах и на форумах жестко пресекалось употребление ненормативной лексики. А употреблять хотелось все равно. Поэтому «народные умельцы» выкручивались как могли: сокращали слова, заменяли в них буквы и т.д. Ну и, в-третьих, всякие там смайлики и эмотиконы не смогли полностью удовлетворить потребность народа в более эмоциональном выражении своих чувств — тут-то и появились новые «перевернутые» слова…
Креативные «падонки» не просто придумали язык, но и начали сочинять на нем. Пионером, монстром и столпом «антилитературного» творчества стал российский сайт Udaff.com. Основал его питерец Дмитрий Соколовский по прозвищу Удав, электрик по профессии и писатель по призванию.
Что собой представляет ресурс Удаффа? Кто был, тот знает, а тому, кто не был, объясню: по форме это картинки, тексты («креатифф») и комментарии к ним, по содержанию — «чернуха», матерщина, «туалетный» юмор, шовинистические выпады, и все это выражено искореженным до неузнаваемости русским языком. Это на первый взгляд.
Круг тем «падонских» текстов неограничен: у кого что болит, тот о том и говорит. Много строк посвящено сексу, «жореву» и пагубным привычкам. Но в принципе «падонки» реагируют по-своему на все, что происходит в обществе: политические, спортивные события, технические новшества, новые фильмы и сериалы, книги и музыку, развлечения и многое другое. Качество текстов очень разное: попадаются среди них и откровенно графоманские, и ужасно смешные, и философские. Причем если написать то же самое, но без «ашыбок» и мата, могут получиться вполне литературные вещи. Но делать этого не стоит, иначе они потеряют остроту, смысл и привкус протеста. Невозможно ведь переписать пьесы Подервянского в «легком», адаптированном варианте…
«Аффтары» не просто безграмотны — они безграмотны намеренно и подчеркнуто. Неграмотность доведена до гротеска. Ошибки делаются там, где можно и даже где «не можно». В основном «падонки» «пишут как слышат» («йаду», «пруцца», «жывотное»), но если фонетическое написание является нормой, искажают его намеренно («зачот», «сотона», «креатифф»). Намеренное искажение слова — тоже элемент творчества, попытка преобразить слово, довести до абсурда, придать ему новое звучание, новый эмоциональный оттенок и новый смысл — или антисмысл. Даже нецензурные выражения у «падонков» искажаются настолько, что предстают в комическом виде, теряя часть негативного заряда. Да и «сотона» — это уже совсем не «сатана», а, скорее, «молодец»… «Падонские» словечки сильно оживили, можно даже сказать, взбудоражили как инет-сленг, так и русский язык в целом.
С комментариями, пардон, «каментами», тоже не все так просто. По традиции, главное в них — отметиться первым. Где-то со второго десятка «каментов» начинается обсуждение в категориях «нравится—не нравится», «понял—не понял». Если вас обругали, это не обязательно означает, что текст ваш плохой, — просто в нем нашлась зацепка для удачного слововыверта. Многие клише, рожденные в «каментах», — «аффтар, выпей йаду», «пешы исчо», «аффтар жжот», «ржунимагу» — распространились далеко за пределы Удаффа. В комментариях публика самовыражается точно так же, как и в «креатиффе».
С Udaff.com «падонские» словечки и замашки перекочевали в «Живой Журнал» (LiveJournal.com) — огромный сетевой ресурс, где каждый может завести себе страничку (что-то вроде сетевого дневника) и время от времени ее пополнять. Здесь «падонки» регулярно устраивали обструкцию текстам и заявлениям, которые пришлись им не по душе. Так возникали новые выражения. Например, словечко «гатичьно» появилось во время травли девушки, которая слишком восхищалась готами. «Ф Бабруйск, жывотное» — так высмеивали дневники провинциальных авторов и откровенных графоманов. «Учи албанский!» — такими мессиджами забросали некоего американца, который по наивности удивился непонятному видоизменению русского языка. И т.д. и т.п…
Новым толчком для «падонского» словотворчества стала история с «преведом». Массовую истерику и взрыв пародий вызвала мирная картинка в стиле народного примитива, нарисованная американцем Джоном Лури, на которой медведь с воздетыми кверху лапами застает врасплох развлекающуюся на полянке парочку. Умелец под ником Lobzz откорректировал рисунок, заменив реплику медведя «Surprise!» на «падонский» «Превед!». И понеслось… Под влиянием «преведа» появились «пака», «кагдила», «кросавчег», «мидвед», «участнег», — в общем, «падонский» лексикон приобрел еще более утонченную декоративность.
«Падонки» породили многочисленное поколение потребителей и продолжателей своего дела. Udaff.com по-прежнему собирает толпы поклонников (ежедневно его посещает около 40 тыс. человек), кроме того, создаются десятки его клонов. Так, например, даже у «порядочного» форума «Вело-Киев» появилась своя «темная» половина — сайт «Велопадонки»…
Правнуки поручика Ржевского
Если обратиться к истории, станет ясно: с появлением «падонков» ничего нового в мире не произошло. Намеренным искажением языка баловались задолго до них. Опыты в чисто «падонском» духе встречаем в 30-е годы ХХ века, и даже до революции. Так, в 1916 году Илья Зданевич (Ильязд) написал часть своей поэмы «Янко — круль албанскай» на «перевернутом» языке. Но в те времена эта игра оставалась уделом интеллектуалов и широкой популярности не обрела. Что же изменилось теперь?
Думается, своеобразие «падонков» — в том, что, помимо новых слов, они предложили: а) новый стиль самовыражения, который можно применять довольно широко и б) некое мировоззрение, этими словами выражаемое.
Чем заманчив «падонский» стиль? Тем, что снимает барьеры. У «падонка» нет запретных тем и запретных слов. «Креатифф» и раскрепощение — вот что главное. На «албанском» языке можно без всяких комплексов говорить о сексуальных извращениях, пьянстве, наркотиках и прочих аспектах темной стороны нашей жизни. Причем говорить с юмором, с позиций собственного опыта и даже с какой-то степенью превосходства. Снилось ли подобное «официальной» литературе?
Взгляд «падонков» на мир резко отрицателен и предельно ироничен (весь мир — дерьмо, и мы в нем — падонки), что свойственно подростковому максимализму. В основном «падонки» не открывают новых идей — просто эпатажно выражают свое отношение к действительности. По своей хулиганской сущности они родственны панкам (кстати, слово «панк» в переводе означает именно «подонок»!). Эти циники, нигилисты и анархисты с середины 70-х эпатируют народ своими выходками и вызывающей внешностью. Но не каждый осмелится выйти на улицу в цепях и булавках, с ярким «ирокезом» на голове и выразить свое «фэ», допустим, правительству. Другое дело — виртуальный мир. «Падонок» в нем неузнаваем и безнаказан, поэтому творит, что хочет. Его «смертельное» оружие — умение играть словами и железная уверенность в своей правоте. О, если бы все войны велись на форумах!..
Естественно, никаких «воспитательных целей» «падонские» сайты не преследуют. В то же время, имеет место некий обмен опытом. Все это напоминает уличную тусовку или другую мужскую компанию, где «тертые калачи» рассказывают зеленым пацанам о своих похождениях, а те слушают, раскрыв рот, подхихикивают и тихо завидуют… В сущности, «падонки» — это и есть виртуальный мужской клуб, где обсуждают сугубо «мужские» темы, отпускают грязные шутки и время от времени выясняют между собой отношения.
Если вы — девушка, жаждущая приобщиться к нехитрым радостям «падонства», берите лучше мужской ник и не вопите в каждом комменте о своей половой принадлежности. «Падонки» с презрением относятся к женщинам (хотя спать предпочитают все же с ними, поскольку являются убежденными гомофобами) и представителям других национальностей, изображают их ограниченными и едко высмеивают. Подобную позицию можно осуждать, однако напомню, что история знает массу аналогий. Древние греки — философы и атлеты — считали женщин низшими, «животными» существами и с настороженностью относились к чужеземцам. Их убеждения поколебались только в эпоху эллинизма, под влиянием идей и верований Востока. Известна нетерпимость казаков к «ляхам», «москалям» и «туркам», а также их презрительное отношение к женщинам («Мені з жінкой не возиться, а тютюн та люлька козаку в дорозі знадобиться», — помните эту известнейшую песню?). А современные байкеры, временами одевающие нацистскую символику и считающие, что «баба за рулем — кто угодно, только не байкер»? Немудрено, что и в виртуальном мире появилось сообщество с подобными убеждениями.
Отмечу: далеко не все поклонники Удаффа всерьез разделяют такие взгляды. Как выразился один из «падонков», их эпатажные мессиджи суть «дурачество, к реальным людям и ситуациям не применимое». Что лишний раз подтверждает: «падонство» — не бандитская организация и не тоталитарный культ, а игра в некую реальность, наигравшись в которую, человек возвращается к обычной жизни.
Хулиган под маской
Среднестатистический портрет «падонка» нарисовать трудно. Понятно, что он — скорее мужчина, чем женщина, скорее мальчишка (в душе), чем зрелый муж. Дальнейшее описывать нелегко. Да и не нужно, поскольку главная прелесть «падонства» — анонимность и полная свобода. Но то, что особую популярность игра в «падонков» обрела среди подростков и молодежи, — доказанный факт.
По жизни «падонками» могут оказаться настоящие пай-мальчики (и пай-девочки!) — отрада для родителей и педагогов, скромные и непримечательные в классе, аудитории или в рабочем кабинете. «Падонство» привлекает их как средство раскрепощения. Даже в виртуальном мире не каждый может отважиться выдать трехэтажное ругательство или написать слово с ошибкой, если знает, как правильно. Для кого-то это равноценно признанию собственной «низости» и «глупости»… А «падонок» открыто заявляет: «Я — плохой!» Если хочешь стать «падонком», вот тебе маска — и принимай правила игры: «Чем хуже — тем лучше».
Юный «падонок» выплескивает в эфир свои страхи и потаенные фантазии, получает «наказание» в виде «братской» ругани таких же «падонков» и в результате сам же смеется над собственными комплексами. Кроме того, он учится постоять за себя в словесном споре (набирать язвительные ответы на клавиатуре намного проще, чем в устном разговоре, — есть время подумать). Ну и «креатиффом», конечно, балуется. Как по мне, если человек пытается сочинять, играть словами, — он уже не безнадежен. Полные идиоты к творчеству неспособны — и все тут.
Вседозволенность — неслабый наркотик. Впрочем, если ты сильно зарвешься в виртуальном самовыражении, «старшие товарищи» мигом поставят тебя на место. Важно, отключаясь от Инета, успеть выйти и из игровой реальности, вернуть себе «человеческий облик». У людей постарше это получается, а вот у подростков — не всегда. Отсюда — бытовое хамство, вредные привычки и прочие неприятные штуки. Кстати, если вы — товарищ ранимый, без чувства юмора и плохо переносите критику, «падонки» могут оставить в вашей нежной душе немало негативных эмоций. Так что без моральной подготовки в «албанское» сообщество лучше не соваться…
И все же, как по мне, лучше побыть «падонком» в виртуальном мире, чем «мочить в сортирах» инакомыслящих в мире реальном. Главное — помнить, что кроме «падонской», в виртуальном пространстве есть множество других реальностей, возможностей и точек зрения, которые интересно «примерить» на себя.
мда...интересно...я многого незнала
Я верю в свои мечты, не жгу мосты,
Не прячу головы в кусты когда проблемы не просты.
Мои помыслы и руки чисты без дури.
Я знаю всё будет хорошо, пока никто не умер.
Ю.Г.