ПИРАТЫ 21-ГО ВЕКА БЕРУТ ЛЕЙБЛЫ НА АБОРДАЖ
У любого порядочного юноши года рождения эдак восьмидесятого плюс-минус слово "пираты" должно ассоциироваться с капитаном Бладом, Френсисом Дрейком, Генри Морганом и "Островом сокровищ". Если вам повезло родиться попозже, то телевизор, радио и газеты наверняка успели объяснить, что настоящие флибустьеры уже не одноглазы и деревянных ног не носят - не модно. Они ничем не отличаются от вас (ну разве что широкие штаны не носят) и вычислить их в толпе нельзя. Более того, из наводящих ужас они превратились в очень нужных, полезных и даже необходимых. В этаких робин гудов - отнимают у богатых и делятся с вами, оставляя себе совсем немного. Они приобрели даже некоторый революционный флер - дескать, нечего так дорого все продавать! Во всем мире с ними борятся, у нас, как водится, почти нет, а результат чуть ли не одинаков - подавляющее большинство дисков с музыкой, фильмами и программами - контрафактные, и никуда от этого не деться.
Сегодня мы не станем разражаться гневными филиппиками о гадких пиратах, из-за которых музыканты, актеры и программисты недоедают (глупо это делать, набирая текст в "левом" Microsoft Word, под песни Young Jeezy, скачанные в soulseek), а расскажем об одном случае, изрядно всколыхнувшем наше интернет-хип-хоп-болотце. Кто прав и кто - не очень, решать вам.
Итак, существовал портал *******.com.ua, существовал, надо сказать, долго и вполне себе успешно. Предоставлял для любителей рэпа разнообразные возможности, как-то - почитать текст любимого исполнителя, побеседовать на всяческие темы, почитать интервью, наконец. Но, в основном, приходили туда не за этим. Впрочем, дадим слово админам ресурса.
"Все началось с еженедельной рассылки хип-хоп журнала, которым занимался чел под ником BiAD. Мой хороший друг Feed в это же время занимался подобной рассылкой. Связавшись друг с другом и все обсудив, журналы были объеденены в один. Где-то через несколько выпусков сложилась ситуация, когда ни один из вышеуказанных персонажей не смог заниматся рассылкой. Тогда я взялся за этот журнал. Еще через несколько выпусков открыл сайт на бесплатном хостинге, где размещались архивы журнала. На тот момент я мало что понимал в сайтостроительстве. Еще через какое-то к этому подключился человек с ником Graf.
Поначалу были новости, биографии, интервью и интересные ссылки. Потом, по мере развития сайта мы понимали, что больше интересует посетителей или что ещё интересует и давали им это. Например, раздел Тексты на нашем сайте - это, наверное, один из самых обширных таких разделов в русскоязычном рэпе и он многим интересен. Но чего-то не хватало и это понимали все. Не хватало самой музыки, конечно, одно дело читать о хип-хопе, а другое дело слушать рэп. Поэтому появились 2 раздела – mp3 и видеоклипы. Оба раздела с первых же дней стали наровне с другими разделами, а то и выше. Но у нас не было денег на хостинг и мы просто давали огромное количество прямых ссылок на сами файлы, обычно лежавшие на сайтах исполнителей. Так же и с видеоклипами. Проблема в том, что если файл удаляется или переименовывается, всё это надо отслеживать - это очень и очень проблематично. Каждый день мы должны были «сканировать» более 300 сайтов хип-хоп команд. Их много, только знают о некоторых очень немногие.
Летом 2004 года в Интернете мы натолкнулись на одних людей, которые выкладывали русский рэп, чтобы все скачивали. Правда, это было редко - 1 альбом в 1-2 недели. Потом оказалось, что таких людей в Интернете немало, минимум 30. И это только те, которые были легко доступны. Я уже не говорю о таких сетях как битторент, IRC, ed2k и т.д.
Тогда-то и родилась идея воспользоваться нашей популярностью (где-то 800 человек в день) и помочь всем тем, кто живёт вне России и даже в России, но не может купить диски".
В таком режиме портал просуществовал достаточно долго и снискал себе славу ресурса, где можно скачать любой отечественный хип-хоп чуть ли не в день его выхода. И тут его закрыли. На сайт имели неосторожность выложить ссылки на "новый альбом Злого Духа", который даже не успел выйти к тому времени. Дайм - участник известной группы Nonamerz, а также хозяин лейбла Rap Recordz, изрядно возмущенный этим фактом постарался сделать так, чтобы сайт закрыли (казанская группа Злой Дух - одна из самых, если не самая продаваемая группа лейбла). Но дадим слово самому Дайму.
"После выкладывания на этом сайте бутлега Злого Духа из демок, представленного этим сайтом как полный альбом "Путь Пацана", я написал несколько писем по адресам хостеров сайта и самих админов. Потратил на это 10 минут. Меня очень удивил факт выкладывания Злого Духа за неделю до выхода. В момент выкладывания рипа даже у МЕНЯ не было мастера альбома. Мы скачали, посмотрели и поняли, что потенциальных покупателей вводят в заблуждение демками с сайта ЗД... Это-то и подтолкнуло, да ещё и политика сайта "кликните на баннер, мы покупаем диски и оплачиваем хост на мамины деньги, нам надо заработать". На самом деле я достаточно спокойно отношусь к пиратству в сети, а в связи с несовершенностью дистрибуции русского рэпа, и как к чему-то логичному, но у всего должна быть мера. То, во что превратился данный сайт, считаю откровенной наглостью. Я об этом сайте знаю с весны, но не сильно напрягался. Но в какой-то момент они стали очень оперативно заливать наши осенние релизы, и мои письма - это всего лишь вопрос времени. Что-то делать в любом случае надо было". Также СЕО Rap Recordz объяснил мотивы закрытия сайта со стороны хостеров: " У нас, если никто не обратит на это внимание специально, все будут закрывать на это глаза. Это как с "9-ой Ротой". В палатках купить пиратскую 9 Роту нельзя, потому что за это наказывают, а все остальные фильмы - можно".
Домен был выставлен на продажу и несколько дней *******.com.ua как такового не существовало.
В интернете поднялась громкая дискуссия на тему интернет пиратства и конкретно этого случая. Одни громогласно уперкали Дайма в жадности, другие стояли на позиции "так им и надо". Изрядное количество постов были посвящены и теме "да мне пофиг, я с других сайтов качаю". Консенсуса, как водится не достигли.
Сами же админы портала придерживались следующей позиции конкретно по этому поводу:
"Это вообще глупая история с ЗД. Это были не трэки, как нам известно, а дэмки, взятые вроде бы прямо с его сайта (Злого Духа) и те, что кем-то когда-то были выложены в сеть для ознакомления. Как это делают многие: сначала выставляют свои трэки в разных видах на прослушивания и когда набирается много, то делают из этого альбом. Вот каким-то таким путём и было всё это сделано. На сайте мы указывали, что это не конечный и не полный альбом. Кто-то ничего не читает и не замечает – это его проблемы. Хотя это была всё-таки ошибка администрации, и это больше навредило сайту, чем помогло. Пришлось давать много объяснений, объяснять, почему, зачем, как так получилось; кто-то вообще подумал, что это какой-то специальный обман; почти все кому надо и так знают, что творится на нашем сайте. Одной ссылкой на альбом больше, другой меньше роли не играет, какой бы по величине не был бы этот МС или группа, заманивать чем-то ложным вообще не в наших интересах.
Что же касается, что потом на нашем сайте появилась ссылка уже на конечный финальный альбом, то это как и со всеми, и тут не было ничего особенного. Единственное, конечно, хотелось бы сказать, что люди всё равно бы его где-то скачали в Интернете, так как никто не будет ждать полгода испуская слюну и ожидая у моря погоды, когда кто-то там в Москве уже купил и радуется.
Что касается Дайма, как бизнесмена его можно понять, ему хочется как можно больше заработать. Но как человека – нет, и тем более считать его дальновидным бизнесменом. Такими шагами он легко скатится и будет что-то вроде шума про Шеффа.
Мы ему писали, наверное, страницы 2-3. Предлагая пойти на компромиссы, он же тупо упёрся и настаивал на полном удалении всех ссылок с нашего сайта. Это не компромисс, это ультиматум. Так дела не делаются, мы понимаем, что, если бы он сказал в ответ на письмо: «да, я был не прав, но и вы не правы. Давайте сделаем так, ну например, запретим на хостинге качать из Москвы и Питера, так как там за 120 рублей и так могут купить. Либо, например, вообще убрать ссылку на последние альбомы и давать эти ссылки только через месяц после релиза…» Это ещё можно понять, подумать. Может и не такой компромисс, а другой. Но что он ожидал от своего ультиматума, полного покорства, это нереально, хотя бы потому, что в Интернете альбомы появляются быстро и в 10-20 местах почти одновременно, только в одних больше, в других меньше. Не мы так другие, так что это довольно глупо просто по человечески.
Вот например Viachapa #1, была у нас ссылка, может и сейчас есть, а может, будет снова, если убрали. Единственное,они потребовали, чтобы мы указали ссылку на их официальный сайт после трэклиста. Это даже не компромисс – это подарок. Не помню кто писал, что он сводил альбом Стакана и ему было обидно, что вот сразу он появился, мы его ссылку убрали и вспомнили о нём через 3-4 месяца и снова опубликовали ссылку. На это нам уже ничего не сказали. Эйсика альбом… ссылку мы убрали, после того как нам написали письмо подобное, как и про Стакана. Думаем, через некоторое время опять опубликуем, и надеемся, тогда уже ничего не скажут.
Вообще одно дело что-то улаживать, а другое рвать и метать, да ещё пугать, наезжать и т.д. Этого никто не потерпит и пусть Дайм там делает, что хочет, а пока он не извинится и не пойдёт на уступки, мы будем публиковать ссылки на альбомы, тогда когда нам хочется. Репутация Дайма и РэпРекордз пошатнулась и не слабо, причём виноват в основном сам Дайм, что будет дальше, зависит тоже в основном от самого Дайма, так что увидим, как будут развиваться события и к чему это приведёт".
Основным оправданием этого ресурса служили заявления о невозможности приобрести продукцию хип-хоп лейблов зарубежом, где проживает много наших бывших соотечественников, да и по России дистрибьюция оставляет желать лучшего.
"Конечно, есть интернет магазины, там можно покупать, но там ещё надо платить за доставку + минимальное количество дисков в заказе (обычно 5-10). Всё занимает много времени и не всегда есть всё, что хочешь.
Вот например какие проблемы возникли у одного из наших посетителей, который живёт в Корее. Он хотел купить альбом группы N, но в Корее даже о Кобзоне не слышно, а уж тем более о русском рэпе. Поэтому человек решил купить через Интернет. Молодец, но и там он встретил разочарование, оказалось, что на данный момент такого не продаётся (в тех магазинах, которые он нашёл). Поэтому ему нужно было оплатить через банк или с карточки виза, либо через Western Union. Ему 15 лет и счёта в банке у него нет. Остается Western Union. Может и можно в 15 лет с банком операции проводить, но это не столь важно, важно другое – за перевод через банк и WU системы берут приблизительно от 15-20$ за свои услуги. То есть если бы даже высылали по 1 диску, а не по 5-10, то человек должен заплатить стоимость альбома 3-4$ (в лучшем случае) + за перевод денег 15-20$ + за пересылку альбома + 15-25$ (а может и больше, так как это цена до Европы, до Кореи, возможно, больше). Так что альбом вылетает очень дорого = 3+15+15 = 33$ За такую цену даже сам Дайм и артисты русского рэпа признаются, что не покупают зарубежные диски (или не всегда покупают), так как это дорого. Если им это дорого, то почему другим это должно быть дёшево?
Поэтому мы решили хоть немного, сколько сможем давать ссылки на альбомы, чтобы люди качали… и люди качали. На посещаемость это повлияло, приблизительно посещаемость увеличилась в 2 раза. Хочу отметить, что это было сделано не ради посещаемости. Конечно это хорошо, но это была не цель. Посещаемость можно добиться и другими способами, например участвуя в активном обмене посетителями, либо участвуя в других проектах, ориентированных на посещаемость. И эффект, кстати, может быть намного больше, это я вам гарантирую… но нам в принципе это было не очень нужно, рубеж в 500 посетителей мы преодолели и нам этого было уже достаточно, чтобы считаться нормальным сайтом. Что же касается денег, то все деньги, которые зарабатывал сайт уходили и уходят на сам сайт. Мы себе лично ничего с этих денег не покупали. Конечно кто-то не верит, думает мы тут деньги лопатой гребём… это люди, которые просто не задумываются о том, что есть не только приход, но и расход".
Дайм же придерживается других взглядов на эту проблему, да и подсчеты у него скромнее:
"Есть очень хорошие интернет-магазины, к которым ни у нас, ни у клиентов, нет никаких претензий. Например, www.muzmag.ru и www.handsandlegs.ru . Разговоры о том, что "мы не доверяем почте ", "нас накалывают", "нам ничего не приходит" не более, чем отмазка. В этих магазинах с доставкой диски стоят не дороже 130-150 рублей, причём это с учётом доставки в самые далёкие регионы. Остальные пусть учатся пользоваться файлообменными сетями".
Казалось бы, безоговорочная победа над сетевыми "одноглазыми". Но прошло несколько дней, домен был продан американскому гражданину, и портал снова начал свою работу. Что же произошло?
"Домен не переставал функционировать, просто у него поменялся владелец и были заменены официально данные на данные нового владельца. На продажу он был выставлен на аукционе и его купил Джеймс Филипс за 25.00$. Так что обвинять нас в зарабатывании денег глупо, этого даже не хватит на 3 месяца хостинга для сайта. Всю официальную информацию можете подчерпнуть через whois самого домена. А так из разговоров с ним мы выяснили, что кто-то из посетителей объяснил, в чём у нас были проблемы, он подумал немного и прикупил себе этот домен. Теперь он за него отвечает и управляет доменом, а следовательно и сайтом. Но это только официально, а так мы просто получили защиту от большого брата, у которого штаб из 15 адвокатов и им мягко говоря не до каких-то там Даймиков, которых они на раз два похоронят в юридическом плане. Так как законы такие обширные и настоящие профи ими просто жонглируют. Так же мы знаем, правда не очень точно, что этот Джеймс Филипс занимается бизнесом легальным в сфере музыки, может быть даже у него есть свой лэйбл".
Зачинщик же закрытия достаточно стоически перенес открытие.
"Я достаточно адекватен, чтобы понимать, что ничего, по сути, сделать с интернет пиратством не смогу. Но ситуация, при которой распостранение наших альбомов в сети уйдёт целиком в файлообменные сети или торренты, меня устраивает целиком и полностью. Потому что ссылки на альбомы не будут лежать на поверхности. То есть тот, кто не сможет КУПИТЬ альбом, потратит определённое время на его поиск в сети, другим же будет проще найти его в магазинах. Дело наполовину сделано - ***.ру в ближайшее время уберёт (если уже не убрало) архивы с сайтов. То есть оболочка останется, а место, где лежат мп3 - нет. Это, надо отметить, дело достаточно накладное, особенно в данном "альтруистическом" деле... Поэтому скорее всего они сознательно уползут в торренты и потеряют значительное количество клиентов... Меня напрягает раскрученность сайта прежде всего".
Надо отметить, что на самом портале действительно не лежали мп3 файлы, он лишь собирал рабочие ссылки на них. И закрытие сайта, где лежало большинство треков, действително попортило крови *******.com.ua
"Это проблема, но проблема решаемая. Причём это проблема тех, чей это был хостинг, мы им лишь дарили на это деньги. На данный момент всё будет на бесплатных хостингах типа мегааплоад, рапидшаре и т.д. Затем если получится будет торрент и если что, то даже непобедимая никем (даже RIAA) - сеть ed2k. Вообще этот вопрос не проблема. Проблема лишь в удобстве, за что и злятся некоторые из нас - всё равно так и будет, но снова неудобства, снова проблемы, которые надо решать и которые отвлекают".
Вот собственно и все, что мы хотели рассказать вам о примечательном случае борьбы с пиратством в российском хип-хопе в сети. На чьей вы стороне - решайте сами. А напоследок приведем слова каждой из сторон о продолжении своей деятельности, ведь никто не побежден.
Dime: "С января, как известно, в закон об авторском праве вносятся измененения в части, касающейся распостранению мп3 в сети. Уже сейчас появилось много юридических компаний, занимающихся примерно тем же, чем и РАО, но в Интернете. Я думаю, что просто подпишу договор с одной из таких компаний, и уже они будут мониторить интернет и убирать либо получать деньги с незаконных хостеров. Эти компании сидят на процентах с продаж в сети либо с исковых сумм, поэтому они будут рвать таких вот персонажей, как грелок. А вообще с пиратством у нас в стране плохо.Потери - 95%. Именно такой процент рынка - пиратский, это официальные цифры. Но от пиратства скорее не сетевого, а классического. С этим должны боротся сами дистрибуторы, однако эту задачу они решают зачастую очень специфически, в соответствии с пословицей "с драной овцы хоть шерсти клок", продавая мастера и дизайны топовых альбомов пиратам до релиза за фиксированные суммы. К сожалению, до системы уровня американской RIAA или Nielsen Soundscan, когда каждый проданный диск сразу же заносится в память общей системы и, грубо говоря, процент с продаж автоматом капает на карточку артиста, нам, как до луны на велосипеде. Что делаем именно мы? Все пиратские диски и кассеты, которые попадают нам в руки (а мы обмениваем их а настоящие, потому что собираем), мы относим в правовой отдел нашего дистрибутора. В принципе по матрице компакт-диска узнать производителя не представляется проблемой. Точно знаю, что прикрыли склад в Воронеже по нашей наводке. У нас в коллекции после этого осталась пиратка первого альбома Карандаша с надписью "Многоточие и M.Squad представляет". А с сетевым пиратством ничего не сделаешь... так что тихонько - можно".
*******.com.ua : "Пользы от этого происшествия немного. Единственно, пришли люди, которые не знали о сайте и может они тоже внесут свою лепту, новые люди - новые головы и новые идеи. Но вообще лучше бы все жили мирно и счастливо, и никого не трогали. Планы наши таковы:
Не сдаваться, продолжать делать наше дело, продвигать хип-хоп, сотрудничать с другими сайтами, помогать посетителям и… может быть, усердно мстить Дайму (это точка зрения одного из админов ресурса - прим). Именно ему, так как именно на дипломатическое моё письмо, в довольно культурной форме Дайм повёл себя очень не правильно, если не сказать более. Ведь даже цари всея Руси шли на дипломатические беседы с послами других стран, а это не просто было письмо от кого-то и из уст кого-то, а напрямую от администрации сайта. Будем продолжать то, что начали. Также сейчас идет упорная работа над открытием еще двух порталов. Один из них будет посвящен тому, что у нас еще мало развито и не каждый знает что это такое, в отличии от зарубежа. Имеется в виду битбокс. Так что ждите новостей об открытии сайта посвященного битбоксу на *******.com.ua".
Руслан Муннибаев
www.rap.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии