МАТ О МАЧЕХЕ ИЛИ ЗНАНИЯ МАТЧАСТИ РОДНОГО ЯЗЫКА
Все уже давно привыкли к присутствующему почти на всех американских рэп-релизах логотипу "Parental Advisory / Explicit Lyrics" (Вниманию родителей / Ненормативная лексика). Все понимают, что речь тут не столько о затрагиваемых взрослых темах, сколько о том языке, которым все это озвучивается. А почему? Самый распространенный ответ – рэп это уличная культура и язык поэтому используется соответствующий – уличный. Каждый наверняка не раз слышал примеры такого языка, да и сам, чего греха таить, на улице разговаривает совсем другим языком, нежели дома или на работе (правда зависит от места работы). Как во многих вещах в жизни самое главное понимать, где что приемлемо и чувствовать меру.
От письки к хую
С ненормативной лексикой многие впервые сталкиваются еще в детском саду. Не берусь утверждать, насколько она ненормативна сейчас, но раньше подобный лексикон проходил под грифом "глупости". И если сосед по койке Вася обозвал вас писькой, то всегда можно было сказать воспитательнице, что "Вася говорит глупости", за что Вася отправлялся отколупывать штукатурку в угол. Но по причинам сладости запретного плода и из-за врожденного у жителей нашей страны чувства противоречия Вася, как правило, утверждался во мнении, что это слово, что надо, раз за него приходится терпеть такие притеснения. Вася рос, переходил в школу и вместе с начальным образованием, учился не только считать и писать, но и говорить "глупости". Там он делал апгрейд своего лексикона, узнавая в один прекрасный момент от умудренных опытом товарищей из средних классов, что говорить "писька" – смешно и по-детски, и что на самом деле то, что ранее обозначалось этим словом, называется хлестко и кратко как выстрел – хуй.
Не рэпом единым славен мат
Поскольку братья наши черные растут в том, что называется неблагополучной социальной средой, где взрослеть приходится оперативно, они зачастую и не знают другого языка, кроме того, что каждодневно слышат вокруг себя в гетто. Трудно представить, чтобы в таких местах кто-то говорил о высоких материях, да еще и на литературном английском. Поэтому то и идут они с факом по жизни, благо имеется сто тысяч поводов и объектов для употребления именно этого слова. Естественно, что сплошь и рядом такие подрастающие мальчики становясь рэпперами, не видят особых причин менять свой лексикон. У нас матерщина в творчестве, тоже присутствовала издревле, как впрямую в творчестве современника Пушкина Баркова, так и в основном иносказательно в творчестве самого Пушкина. Если взять более близкие времена, то здесь никак нельзя обойти стороной шансон, являющийся, в некоторой степени, сводным братом гангста-рэпа. Там вам и тематика соответствующая, что-то вроде "я задавил бы тебя трактором, но я боюсь тюремных факторов", и непосредственное использование матерщины. И вот, подучив за время юности безусой матчасть языка родного, молодежь начинает выплескивать на окружающих свой требующий выхода креатив.
Путь наименьшего сопротивления
Стоит ли удивляться, что и наши ребятки подрастая и приобщаясь к рэпу, первым делом копируют то, что проще, то, что на поверхности, то, что выглядит запретно и антиобщественно. Особенно в возрасте старших классов, когда еще нет никаких тормозов, но зато уже очень хочется продемонстрировать свое Я. Ведь тело всегда взрослеет быстрее разума и души, особенно, когда тебя окружает множество соблазнов и противозакония. Вот так вот, проводя совместный досуг за взрослой бутылочкой, они нажрутся водки и давай потом факи фоткать. Когда страсть к фотоинсталляциям из пальцев немного приестся, наступает время литературных опытов. Впервые срифмовав "палец" со "скиталец", человек начинает подозревать в себе зачатки великого поэта, особенно, если сам слабо знаком с поэзией, со звучанием, с созвучиями, со стихотворными размерами и так далее. Ведь чем тут привлекателен рэп – тем, что там зачастую нет необходимости соблюдать классические каноны построения стиха и кажется, что можно нарифмовать что угодно и как угодно, все равно будет прикольно. Ввиду загадочных особенностей человеческого мозга и подростковой гиперсексуальности рифмовать "кровать" со словом "спать" не прикольно, зато со словом "ебать" кажется в самый раз, да при том и андеграундно. Кому нужна причесаная культура взрослых, там ведь только попса и мейнстрим, и там все ради денег. А вам пока денег никто не предлагает, поэтому вы вольны в своем словоизъявлении. Каждый замечал, что нет более матерящихся людей, чем подростки, ведь намного проще изображать взрослых, чем стать ими.
Форма и содержание
Нас постоянно и всюду окружают емкости и упаковки. Там что-то завернуто, что-то налито и часто выглядит привлекательно, особенно пока не развернешь или пока не попробуешь. Рэп тоже выглядит привлекательно, особенно, когда не очень понимаешь содержание. Рэп на начальных стадиях привлекает именно своей оберткой, атрибутикой, модностью, наконец. Зачастую кажется, что все равно чем его наполнить, главное то, что это рэп. В стремлении поскорее стать рэппером, начинающие "мастера микрофона" наполняют свою лирику первым, что приходит на ум, а, как известно "хорошая мысля приходит опосля". И лепят юные творцы первые приходящие в голову рифмы. А уж, написав скорописью несколько своих первых хардкор-треков и удостоверившись в том, что владение словом дается "элементарно", творцы переходят к следующей ступени – фристайлу, сочинению рифмованного текста в реальном масштабе времени. Тут впервые они сталкиваются с тем, что не так-то просто сочинять на ходу что-то осмысленное, постоянно случаются паузы, которые нужно чем-то заполнять. Вот тут-то жесть и мат спешат на помощь. Один из ранних фристайлов одного ставшего недавно более-менее известным персонажа, во время которого мне довелось присутствовать, процентов на 80 минимум состоял из чистого мата. Зато, если выключить голову и перестать распознавать значения слов, это было похоже на настоящий фристайл, пусть даже немного вымученный.
Псевдомат
Однажды кто-то самый догадливый сообразил, что не обязательно ругаться матом впрямую, можно достаточно забавно создавать эффект его присутствия, формально оставаясь в рамках приличий. Правда прилично это выглядит только будучи написанным на бумаге, но ввиду особенностей восприятия речи, при произнесении вслух происходит удивительная метаморфоза и вдруг откуда ни возьмись появляется мат. Всем нам с детства знакомы озорные строчки про "папе сделали ботинки" и "в рот я булочку кладу". При желании можно и самостоятельно поупражняться в составлении таких выражений-хамелеонов. Например, невинный вопрос "Зачем в столице Бутана Тхимпху яхта?" будучи произнесен вслух невольно цепляет ухо слушателя. Такой непрямолинейный вариант использования мата в тексте нашел отражение и в рэпе. На сравнительно недавно выпущенном альбоме от дуэта Sir-j и Лигалайз "DOB Короли андерграунда" есть трек под названием "Раз-слушай дикцию", где этот подход использован несколько раз, неожиданно впиваясь в ухо и заставляя со словами "что-что" раз за разом отматывать этот кусок.
Эпилог
Намного проще изображать глубокий андеграунд, матерясь и поднимая в своих текстах околосексуальные и членовредительские темы – человеческая фантазия намного более угодливо будет подсовывать именно такие вещи. Намного труднее написать рэп о чем-либо выходящим за рамки дешевого эпатажа. Стоит ли использовать мат в текстах, ведь он весьма лаконичен и в определенных случаях весьма выразителен? Лично мне кажется, что ругаться матом в своих треках имеет право только тот, кто уже научился делать их без использования оного. И ни секундой раньше.
Сергей Ковалёв
www.rap.ru
От письки к хую
С ненормативной лексикой многие впервые сталкиваются еще в детском саду. Не берусь утверждать, насколько она ненормативна сейчас, но раньше подобный лексикон проходил под грифом "глупости". И если сосед по койке Вася обозвал вас писькой, то всегда можно было сказать воспитательнице, что "Вася говорит глупости", за что Вася отправлялся отколупывать штукатурку в угол. Но по причинам сладости запретного плода и из-за врожденного у жителей нашей страны чувства противоречия Вася, как правило, утверждался во мнении, что это слово, что надо, раз за него приходится терпеть такие притеснения. Вася рос, переходил в школу и вместе с начальным образованием, учился не только считать и писать, но и говорить "глупости". Там он делал апгрейд своего лексикона, узнавая в один прекрасный момент от умудренных опытом товарищей из средних классов, что говорить "писька" – смешно и по-детски, и что на самом деле то, что ранее обозначалось этим словом, называется хлестко и кратко как выстрел – хуй.
Не рэпом единым славен мат
Поскольку братья наши черные растут в том, что называется неблагополучной социальной средой, где взрослеть приходится оперативно, они зачастую и не знают другого языка, кроме того, что каждодневно слышат вокруг себя в гетто. Трудно представить, чтобы в таких местах кто-то говорил о высоких материях, да еще и на литературном английском. Поэтому то и идут они с факом по жизни, благо имеется сто тысяч поводов и объектов для употребления именно этого слова. Естественно, что сплошь и рядом такие подрастающие мальчики становясь рэпперами, не видят особых причин менять свой лексикон. У нас матерщина в творчестве, тоже присутствовала издревле, как впрямую в творчестве современника Пушкина Баркова, так и в основном иносказательно в творчестве самого Пушкина. Если взять более близкие времена, то здесь никак нельзя обойти стороной шансон, являющийся, в некоторой степени, сводным братом гангста-рэпа. Там вам и тематика соответствующая, что-то вроде "я задавил бы тебя трактором, но я боюсь тюремных факторов", и непосредственное использование матерщины. И вот, подучив за время юности безусой матчасть языка родного, молодежь начинает выплескивать на окружающих свой требующий выхода креатив.
Путь наименьшего сопротивления
Стоит ли удивляться, что и наши ребятки подрастая и приобщаясь к рэпу, первым делом копируют то, что проще, то, что на поверхности, то, что выглядит запретно и антиобщественно. Особенно в возрасте старших классов, когда еще нет никаких тормозов, но зато уже очень хочется продемонстрировать свое Я. Ведь тело всегда взрослеет быстрее разума и души, особенно, когда тебя окружает множество соблазнов и противозакония. Вот так вот, проводя совместный досуг за взрослой бутылочкой, они нажрутся водки и давай потом факи фоткать. Когда страсть к фотоинсталляциям из пальцев немного приестся, наступает время литературных опытов. Впервые срифмовав "палец" со "скиталец", человек начинает подозревать в себе зачатки великого поэта, особенно, если сам слабо знаком с поэзией, со звучанием, с созвучиями, со стихотворными размерами и так далее. Ведь чем тут привлекателен рэп – тем, что там зачастую нет необходимости соблюдать классические каноны построения стиха и кажется, что можно нарифмовать что угодно и как угодно, все равно будет прикольно. Ввиду загадочных особенностей человеческого мозга и подростковой гиперсексуальности рифмовать "кровать" со словом "спать" не прикольно, зато со словом "ебать" кажется в самый раз, да при том и андеграундно. Кому нужна причесаная культура взрослых, там ведь только попса и мейнстрим, и там все ради денег. А вам пока денег никто не предлагает, поэтому вы вольны в своем словоизъявлении. Каждый замечал, что нет более матерящихся людей, чем подростки, ведь намного проще изображать взрослых, чем стать ими.
Форма и содержание
Нас постоянно и всюду окружают емкости и упаковки. Там что-то завернуто, что-то налито и часто выглядит привлекательно, особенно пока не развернешь или пока не попробуешь. Рэп тоже выглядит привлекательно, особенно, когда не очень понимаешь содержание. Рэп на начальных стадиях привлекает именно своей оберткой, атрибутикой, модностью, наконец. Зачастую кажется, что все равно чем его наполнить, главное то, что это рэп. В стремлении поскорее стать рэппером, начинающие "мастера микрофона" наполняют свою лирику первым, что приходит на ум, а, как известно "хорошая мысля приходит опосля". И лепят юные творцы первые приходящие в голову рифмы. А уж, написав скорописью несколько своих первых хардкор-треков и удостоверившись в том, что владение словом дается "элементарно", творцы переходят к следующей ступени – фристайлу, сочинению рифмованного текста в реальном масштабе времени. Тут впервые они сталкиваются с тем, что не так-то просто сочинять на ходу что-то осмысленное, постоянно случаются паузы, которые нужно чем-то заполнять. Вот тут-то жесть и мат спешат на помощь. Один из ранних фристайлов одного ставшего недавно более-менее известным персонажа, во время которого мне довелось присутствовать, процентов на 80 минимум состоял из чистого мата. Зато, если выключить голову и перестать распознавать значения слов, это было похоже на настоящий фристайл, пусть даже немного вымученный.
Псевдомат
Однажды кто-то самый догадливый сообразил, что не обязательно ругаться матом впрямую, можно достаточно забавно создавать эффект его присутствия, формально оставаясь в рамках приличий. Правда прилично это выглядит только будучи написанным на бумаге, но ввиду особенностей восприятия речи, при произнесении вслух происходит удивительная метаморфоза и вдруг откуда ни возьмись появляется мат. Всем нам с детства знакомы озорные строчки про "папе сделали ботинки" и "в рот я булочку кладу". При желании можно и самостоятельно поупражняться в составлении таких выражений-хамелеонов. Например, невинный вопрос "Зачем в столице Бутана Тхимпху яхта?" будучи произнесен вслух невольно цепляет ухо слушателя. Такой непрямолинейный вариант использования мата в тексте нашел отражение и в рэпе. На сравнительно недавно выпущенном альбоме от дуэта Sir-j и Лигалайз "DOB Короли андерграунда" есть трек под названием "Раз-слушай дикцию", где этот подход использован несколько раз, неожиданно впиваясь в ухо и заставляя со словами "что-что" раз за разом отматывать этот кусок.
Эпилог
Намного проще изображать глубокий андеграунд, матерясь и поднимая в своих текстах околосексуальные и членовредительские темы – человеческая фантазия намного более угодливо будет подсовывать именно такие вещи. Намного труднее написать рэп о чем-либо выходящим за рамки дешевого эпатажа. Стоит ли использовать мат в текстах, ведь он весьма лаконичен и в определенных случаях весьма выразителен? Лично мне кажется, что ругаться матом в своих треках имеет право только тот, кто уже научился делать их без использования оного. И ни секундой раньше.
Сергей Ковалёв
www.rap.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии