Notorious B.I.G. - биография

Имя Notorious B.I.G., одного из самых талантливых представителей рэп-школы восточного побережья Соединенных Штатов, окружено ореолом трагедии. Резонанс его гибели был тем более громким, что всего за полгода до него ушел из жизни другой герой рэпа 90-х - Тупак Шакур (Tupac Shakur). Бессмысленная агрессия и насилие, заполонившие рэп-коммуну, унесли жизни самых лучших. Практически все хип-хопперы сходятся на том, что Notorious B.I.G. погиб в самом расцвете своего таланта. Он был очень оригинальным и перспективным рэппером и отличным рассказчиком. Внимательный к деталям и наделенный здоровым чувством юмора, он не приукрашивал и не романтизировал уличную жизнь, о которой писал. Его откровенность и жестко реалистический подход к фактам быстро завоевали доверие слушателей и уважение коллег. Notorious B.I.G. хватило трех лет, чтобы пройти путь от бруклинского наркодиллера до суперзвезды и "спасителя гангста-рэпа" восточного побережья США. А также стать жертвой криминального разгула, который был главной темой двух его взрывных альбомов. Оттенок сенсации, вызванный всеми обстоятельствами трагической гибели рэппера, порой затмевает его творчество, по многим соображениям весьма значительное...

Кристофер Уэллес (Christopher Wallace), будущий Notorious B.I.G., родился 21 мая 1972 года в Бруклине. Как и большинству его чернокожих собратьев, судьба могла предоставить ему самый скромный выбор. Точнее, почти отсутствие выбора - улица с детства брала всех в оборот. Кристоферу повезло: еще подростком он увлекся рэпом и начал сочинять яркие и интересные тексты. В старших классах школы он уже выступал с местными группами Old Gold Brothers, Techniques и другими. Вместе с участниками Techniques он впервые записался в профессиональной студии. У него не было почти никакого опыта, зато уже имелось сценическое имя - Biggie Smalls, дань его внушительной внешности, которая с годами становилась еще мощнее. К 25 годам он вымахал до шести футов (183 см) и набрал 400 фунтов веса (180 кг). Хотя с учебой Кристофер справлялся легко, в 17 лет он бросил школу. Ему хотелось полной свободы, а дать ее могла только улица. Привлеченный легкими деньгами и беспечной жизнью местных драгдиллеров, парень начал продавать крэк, чтобы заработать себе на жизнь. После неудачной поездки в Северную Каролину он разорился и провел девять месяцев в тюрьме. Но времени зря не терял. Ко времени освобождения Кристофер успел сделать несколько демо-записей, воспользовавшись домашним магнитофоном своего друга.

Кассета попала в руки некоего Mister Cee, местного ди-джея, который работал с Big Daddy Kane. Он, в свою очередь, передал пленку в редакцию журнала "The Source", где записи Бигги получили вполне позитивный отзыв по стандартной форме для начинающих музыкантов. Благодаря этому небольшому промоушену он попал в поле зрения продюсера компании Uptown Records Шона "Паффи" Комбса (Sean "Puffy" Combs), который немедленно предложил ему контракт. В это время у Бигги родилась очередная внебрачная дочь, ему нужны были деньги, а поскольку от контракта толку пока не было никакого, он продолжал торговать наркотиками, пока об этом не узнал Комбс и не положил конец его драгдиллерству.

Тем временем совсем разладились отношения Шона Комбса с Uptown Records. Он ушел из компании и основал свой собственный лейбл Вad Boy, а своего нового подопечного забрал с собой. Пора было подумать о более подходящем псевдониме. Кристофер уже перерос стадию зеленого новичка, поэтому из Biggie Smalls он превратился в Notorious B.I.G.

В 1993 году состоялся рекординговый дебют Notorious B.I.G. - он участвовал в записи ремикса на сингл Мэри Джей Блайдж (Mary J. Blige) "Real Love". Затем был еще один ремикс Блайдж "What's the 411?", а потом дошла очередь и до собственного номера "Party and Bullshit" для саундтрека к фильму "Who's the Man?". Эти записи не прошли незамеченными, рэп-фаны с нетерпением ждали следующих шагов музыканта. В сентябре 1994 года Notorious B.I.G. подготовил полноформатный дебют со зловещим названием "Ready to Die" ("Готов умереть"). Первый промо-сингл "Juicy" стал золотым, а второй хит-сингл "Big Poppa" пошел еще дальше: отметился в первой десятке рейтинга Billboard и получил платиновый сертификат. Но и это еще не всё. Третий сингл "One More Chance" оспаривал у хита Майкла Джексона "Scream" рекорд самого успешного старта в поп-чарте. Он начал борьбу в рейтинге сразу под пятым номером, с которого легко перепрыгнул на вторую позицию. В хип-хоп-чарте он стал, конечно, хитом номер один. Уже на своем первом альбоме рэппер предстал вполне уверенным артистом, которому отлично удавались самые разные амплуа. Но главным его оружием были, конечно, тексты - легкие для восприятия и очень интересно зарифмованные, глубоко реалистичные и по-киношному образные. К тому времени, когда улегся ажиотаж вокруг этого сокрушительного дебюта, лонг-плей "Ready to Die" успел разойтись 4-миллионным тиражом. Так родилась новая суперзвезда хип-хопа. Notorious B.I.G. стал первым значительным артистом с восточного побережья США, пришедшим в музыку после появления Dr. Dre и его "West Coast G-funk".

Осенью 1994 года артист женился на ритм-н-блюзовой певице Фейт Эванс (Faith Evans), коллеге по лейблу. А в ноябре узнал о перестрелке в фойе нью-йоркской студии, в результате которой восходящая звезда рэпа Тупак Шакур получил серьезные ранения. Шакур обвинил Notorious B.I.G. и его рекордингового босса Шона Комбса в организации покушения на него. Оба музыканта категорически отрицали причастность к преступлению. Но разубедить Шакура им не удалось. Недоверие и вражда переросли со временем в настоящую войну между рэп-кланами западного и восточного побережья. К тому же благодаря Notorious B.I.G. новый лейбл Шона Комбса Bad Boy решительно потеснил позиции конкурирующей компании Death Row, которая до этого котировалась как крупнейшее средоточие лучших сил американского хип-хопа.

Энергичный Бигги искал и другие достойные объекты для приложения сил. Он занялся продюсированием молодой команды Junior M.A.F.I.A., которая включала некоторых его друзей детства, и записал с ними синглы "Player's Anthem" и "Get Money". Он же горячо поддерживал релизы своих товарищей по лейблу - Total с их синглом "Can't You See" и "Only You" группы 112. У него хватило апломба, чтобы записаться с такими суперзвездами, как Майкл Джексон (для альбома "HIStory") и Ар Келли (R. Kelly).

Итогами 1995 года Notorious B.I.G. был решительно удовлетворен. На тот момент он возглавлял список самых продаваемых рэп-артистов, да еще и преуспевших одновременно в рэп- и поп-чартах. Была и своя ложка дегтя в этой бочке меда - проблемы с законом, причем регулярные. Один из промоутеров подал на Бигги в суд за отказ уплатить неустойку после внезапной отмены концерта. Потом ему пришлось отвечать перед судом присяжных за избиение бейсбольной битой двух несчастных искателей автографов. 1996-й год оказался еще более беспокойным. Во время обыска в доме музыканта в Тинеке, штат Нью-Йорк, у него нашли марихуану и незарегистрированное оружие. Проблем его адвокатам прибавилось.

Между тем участница Junior M.A.F.I.A. Лил Ким (Lil' Kim) записала под руководством Бигги свой сольный дебют. В процессе подготовки альбома оба они так увлеклись сотрудничеством, что их деловые отношения переросли в глубоко личные. Их роман уже ни для кого не был секретом, когда Тупак Шакур, все еще жаждущий мести, записал гневный слэм "Hit 'Em Up", в котором прицельно атаковал всю восточную рэп-школу, а заодно уведомлял Notorious B.I.G. о романе с его женой Фейт Эванс. Все это рэпперу пришлось переживать, когда он был прикован к инвалидной коляске, куда пересел на несколько месяцев после серьезной автокатастрофы.

Одна из самых громких трагедий 96 года произошла в сентябре - в Лас-Вегасе прямо в автомобиле был смертельно ранен Тупак Шакур. Версия о причастности Notorious B.I.G. к убийству сразу просочилась в прессу. Доказательств против него не было никаких, но поводы для критики были, в частности и за то, что он проигнорировал встречу ведущих рэпперов, посвященную борьбе с насилием в рэп-коммуне, которая проходила в Гарлеме незадолго до смерти Шакура. Многим, очень многим хотелось, чтобы гибель 26-летнего Тупака Шакура образумила враждующие стороны, привела к перемирию разные кланы гангста-рэпа. К сожалению, одной смерти для этого было мало.

Второй трагедии не пришлось долго ждать. Ранним утром 9 марта 1997 года Notorious B.I.G. уезжал с вечеринки по случаю очередной церемонии Soul Train Music Awards в Лос-Анджелесе. Он сел в автомобиль на переднее сиденье рядом с водителем-телохранителем. Когда машина затормозила на светофоре, справа к ней подъехал другой автомобиль, из которого в рэппера выпустили около десятка пуль. Телохранитель домчал его до ближайшего госпиталя, но было уже поздно. Notorious B.I.G. ушел из жизни в 24 года.

Убийство рэппера произвело еще более шокирующее впечатление, чем трагедия полугодичной давности. Это значило, что смерть Шакура не была отдельным инцидентом, что она никого не остановила и что любая звезда хип-хопа может стать бессмысленной жертвой этой жестокой войны. Естественно, поползли слухи, что смерть Бигги - месть поклонников Шакура за его смерть. Но настоящих организаторов и исполнителей убийства так и не нашли. Как и в случае с Шакуром, дело остается открытым.

Второй лонг-плей Notorious B.I.G. с печально пророческим названием "Life After Death" ("Жизнь после смерти") появился, как и планировалось, 25 марта 1997 года. Записанный с многочисленными продюсерами и приглашенными музыкантами, этот амбициозный двойной альбом создавался как будто специально, чтобы конкурировать с последним двойным диском Тупака Шакура "All Eyez on Me". Ничего удивительного, что он стартовал в чартах под первым номером и уже в первую неделю разошелся тиражом 700 тысяч копий. На вершине Billboard 200 альбом провел четыре недели подряд. Первый сингл "Hypnotize" стал платиновым и возглавил поп-чарт, а следующий промо-трек "Mo Money Mo Problems" даже удвоил это достижение. Так что рэппер установил новый, хоть и несколько печальный, рекорд: он стал первым в новейшей истории артистом - обладателем двух посмертных хитов номер один. Третий сингл "Sky's the Limit" получил золотой сертификат. А сам лонг-плей "Life After Death" за прошедшие семь лет уже перешагнул десятимиллионный рубеж. Одним из самых успешных синглов 1997 года оказалась песня "I'll Be Missing You", дань памяти Notorious B.I.G., которую записали Фейт Эванс и Шон Комбс, ставший уже Паффом Дэдди.

Вышедший в 1999 году альбом неизданного материала "Born Again" тоже стартовал в чартах с первой позиции и стал дважды платиновым, но это была единственная посмертная коллекция Notorious B.I.G. Зато ему посвящали книги, многочисленные статьи, о нем снимали фильмы. Так, в 2002 году режиссер Ник Брумфилд (Nick Broomfield) сделал документальный фильм "Biggie and Tupac" об обоих главных героях рэпа 90-х. На основе этой ленты Сильвестр Сталлоне планировал снять художественный фильм о жизни рэпперов, жертв криминального разгула. В марте 2002 года имя Notorious B.I.G. было увековечено в Зале славы хип-хопа.

Как минимум одно важное последствие гибель Notorious B.I.G. имела: она обозначила поворотную точку в отношениях враждующих лагерей, после которой обе стороны немного поумерили свой пыл и отступили с передовых боевых позиций, понимая, что вражда зашла слишком далеко.

Виктория Прокопович, ]]>www.music.com.ua]]>