Будучи там / Эффект присутствия / Being there (1979) DVDRip, iPhone/iPod/Mp4
Мистер Шанс Гарденер одет в добротный костюм, носит фетровый котелок и аккуратный зонтик: образчик строгого вкуса и живое свидетельство тому, что классические моды никогда не устаревают. Он невозмутим, наблюдателен и весьма немногословен; а когда все же — как правило, по настоянию собеседников — изрекает какую-нибудь сентенцию, на тех нападает оторопь: столь просты и банальны его слова. Лишь самые мудрые и проницательные понимают, что трюизмы мистера Шанса несут в себе глубочайший смысл, а за мнимой безыскусностью его образов скрывается недюжинный ум, привыкший мыслить ясно, точно, определенно и без оглядки на клише и авторитеты. Поэтому мистер Шанс, однажды утром ниоткуда, словно из воздуха возникающий на улицах Вашингтона, в одночасье делает головокружительную карьеру. Он становится правой рукой могущественного «серого кардинала» американской политики, его цитирует в своей программной речи президент , его наперебой приглашают в топовые ток-шоу, а к финалу мистера Шанса единогласно избирают главой мощной финансовой корпорации. «А откуда он вообще взялся?» — робко спрашивают друг друга члены совета директоров.
Ну, мы-то знаем, откуда он взялся. И знаем, почему никто так и не смог выяснить ни единого факта о его прошлом. Мистер Шанс Гарденер — это просто садовник по прозвищу Шанси, родившийся и всю жизнь проработавший в одном старом вашингтонском доме. У него нет никаких документов, он нигде не зарегистрирован и не отмечен, — ведь он ни разу, до самой смерти хозяина, не покидал пределов его дома. Целыми днями, многие годы и десятилетия подряд, он занимался садом, а в свободное время смотрел телевизор. Так что, кроме правил садоводства да смешных жестов, почерпнутых у персонажей телемыла, он знать не знает и ведать не ведает ничего и ни о чем. Чего уж тут — он попросту идиот. Буквально.
Он не притворяется и не скрытничает — на это у него попросту не хватило бы мозгов. Если его спрашивают про сад, он отвечает про сад. Если спрашивают про что-нибудь другое, он отвечает опять про сад — ведь он больше ничего не знает. В крайнем случае — вежливо улыбается (получается многозначительно, но это не его вина, это заслуга Питера Селлерса). Он вышколен и корректен, как и положено хорошему слуге, — но эта манера поведения производит фурор в высшем свете. «Он твердый орешек», — переговариваются послы и дипломаты, продюсеры и редакторы. А в том, что орешек непустой, сомнений ни у кого нет. Говорить в ответ на вопросы о национальной политике про сад — про естественную смену времен года, про уход за больными растениями, про утепление корней и унавоживание почвы, про выпалывание сорняков, наконец, — это, знаете ли, дорогого стоит. И ведь ни разу не ошибся. Слуги вообще не ошибаются — им не положено.
Мистер Шанс Гарденер ходит по сановному Вашингтону, как по своему… нет-нет, как по хозяйскому саду. Он здесь родился, он здесь работает. Честно, справно, без эмоций и рефлексий. Только слегка удивляется, когда в финале обнаруживает себя идущим по водам вашингтонского пруда. Зонтиком ткнул и промерил — вроде глубоко, а сам не тонет, странно. Ну да он не первый идиот, которому выпало быть Мессией.
Подобный сюжет заставляет вспомнить великую традицию европейской сатирической литературы, начатую Вольтером в «Кандиде» и Свифтом в «Путешествиях Гулливера». Показ реальности глазами «естественного человека», с одной стороны — «простодушного», как бы не от мира сего, совсем не испорченного цивилизацией, своего рода Христа, который шествует по водам вашингтонских прудов, а с другой стороны — являющегося «чистым продуктом» телевизионной эпохи, даёт в фильме «Будучи там» поразительный эффект. Отстранённый и «остраняющий» взгляд на Америку позволяет увидеть во вроде бы неприхотливой истории философскую притчу о единственном нормальном человеке в этом ненормальном, сошедшем с ума мире. А герой по прозвищу Шанс, «будучи там», уже не в состоянии вписаться в «здесь», то есть в реальность по эту сторону.
Остаётся только пожалеть, что прекрасная сатира Хэла Эшби, созданная по роману Ежи Косиньского, оказалась последней удачей в творчестве американского режиссёра и финальным шансом для актёрского триумфа английского актёра Питера Селлерса, который блистательно и виртуозно исполнил роль садовника. Жаль, что он никак не был отмечен за свою уникальную игру ни на кинофестивале в Канне, ни на оскаровской церемонии. Сам Селлерс во всём винил продюсеров, которые, вопреки его возражениям, вклеили в финал комические дубли различных сцен, испорченные из-за забытых исполнителем реплик или же по причине неуместного смеха на съёмках, что якобы нарушило дух самой картины. Однако после смерти актёра, случившейся всего через год после выхода ленты, это «послесловие» в традициях чёрного юмора воспринималось уже как замечательное посвящение таланту Питера Селлерса, которому при жизни всё-таки не было воздано по заслугам за работы в разных комедийных жанрах — от эксцентрики до политического фарса.
Награды и номинации
* Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анжелеса 1979 года
o Премия Мелвину Дагласу за лучшее исполнение роли второго плана.
* Премия National Board of Review 1979 года
o Премия Питеру Селлерсу за лучшее исполнение главной роли.
* Премия круга кинокритиков Нью-Йорка 1979 года
o Премия Мелвину Дугласу за лучшее исполнение роли второго плана.
* Премия «Золотой глобус» 1980 года
o Премия за лучшую мужскую роль (в комедии или мюзикле) — Питеру Селлерсу.
o Премия лучшему актёру второго плана — Мелвину Дугласу.
o Номинация на премию за лучшую режиссёрскую работу (Хэл Эшби).
o Номинация на премию за лучший фильм (комедию или мюзикл).
o Номинация на премию за лучшую женскую роль (в комедии или мюзикле) (Ширли МакЛейн).
o Номинация на премию за лучший киносценарий (Ежи Косинский).
* Премия «Оскар» 1980 года
o Премия за лучшую мужскую роль второго плана — Мелвину Дагласу.
o Номинация на премию за лучшую мужскую роль (Питер Селлерс).
* Каннский кинофестиваль 1980 года
o фильм участник основного конкурсного показа фестиваля.
* Премия Американского Национального общества кинокритиков 1980 года
o Премия Калебу Дешанелю за лучшую операторскую работу.
* Премия Американской гильдии сценаристов 1980 года
o Премия Ежи Косинскому за лучшую комедию.
* Премия «БАФТА» 1981 года
o Премия за лучший киносценарий — Ежи Косинскому.
o Номинация на премию за лучшую мужскую роль (Питер Селлерс).
o Номинация на премию за лучшую женскую роль (Ширли МакЛейн).
o Номинация на премию за лучший фильм.
* Премия Лондонских кинокритиков 1981 года
o Премия Питеру Селлерсу за особые достижения в киноискусстве.
* Номинация на премию Японской киноакадемии 1982 года
o Номинация на премию за лучший фильм на иностранном языке.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии